В статье обсуждаем восстановление речи после инсульта. Рассказываем о видах нарушения речи, способах ее восстановления. Вы узнаете, как происходит лечение стволовыми клетками, полезны ли занятия с логопедом, необходимые упражнения.
Нарушение речи после инсульта
Нарушение речевой функции при инсульте – одно из наиболее распространенных последствий заболевания. Такое состояние после острого нарушения мозгового кровообращения называют афазией.
Афазия – приобретенное локальное отсутствие или нарушение речи. Получает развитие при органических поражениях коры мозга, возникает и при ишемическом, и при геморрагическом типе инсульта.
При развитии нарушений речи существенное значение имеет локализация поражения отделов главного органа ЦНС. Афазия никак не влияет на изменение интеллекта больного, состояние напрямую связано только с речевым аппаратом. Родным пациента важно это понимать, не стоит относиться к больному как к слабоумному, подобное отношение может спровоцировать появление депрессии.
Отсутствие речевых навыков в большей степени мешает возвращению в привычный ритм жизни и препятствует общению с другими людьми. В реабилитационный период важно подбадривать больного, помогать в выполнении упражнений.
Виды нарушений после инсульта
При инсульте нарушение речи возникает не только в виде афазии, но и таких явлений, как диспраксия и дизартрия. В некоторых случаях возникает сразу несколько типов расстройств речевой функции.
Афазию относят к наиболее распространенному виду нарушения речи. При развитии этой дисфункции больной теряет способность к пониманию сказанного, навыки чтения и письма. Состояние не влияет на умственную функцию пациента.
Выделяют несколько видов афазии, основные из них:
- сенсорная афазия – у человека, перенесшего инсульт, возникают проблемы с пониманием сказанного другими людьми, к подвидам относят рецептивную афазию, а также афазию Вернике;
- моторная афазия – пациент понимает речь других людей, но не может выразить словами свои мысли, к подвидам нарушения относят экспрессивную и афазию Брока;
- глобальная или смешанная афазия – комбинация расстройств, которые полностью или частично препятствуют общению пациента с другими людьми.
Что ощущает больной при сенсорной афазии:
- не понимает речь других людей, ему часто кажется, что окружающие говорят на чужом языке;
- не понимает смысл предложений, забывает, о чем говорит его собеседник;
- не понимает слова и смысл предложений при наличии стороннего шума или в тех случаях, когда говорит несколько людей;
- не может читать, понимает короткие заголовки, но остальной текст не воспринимает;
- может писать, но не способен прочитать текст, написанный самостоятельно.
Какие проблемы испытывает больной при моторной афазии:
- не способен говорить, издает звуки;
- не может строить простые предложения, пропускает ключевые слова;
- говорит, делая частые паузы, не способен найти верное слово;
- при отрицании говорит «да», а при согласии – «нет»;
- путает слова, к примеру, вместо «вода» может говорить «молоко»;
- описывает предметы, но не может назвать их;
- на вопросы отвечает набором нескольких слов, нередко это могут быть ругательства;
- повторяет одно слово или звук несколько раз.
При глобальном типе заболевания пациенты не понимают речь, не могут формировать слова и предложения. В результате у них возникает депрессия, происходят отрицательные изменения в характере.
Диспраксия
Дисраксией называют состояние, при котором происходит нарушение движений и координации речевых мышц. Речевой аппарат не двигается в нужной последовательности, необходимой для воспроизведения речи.
Отличие диспраксии от паралича лицевых мышц состоит в отсутствии парезов. Мышцы лица и речевого аппарата могут совершать движения, но делают это неправильно. Больной с дипраксией не выговаривает четко слова, повторяет одно слово несколько раз, пытаясь исправить произношение.
Дизартрия
Дизартрия – расстройство, возникающее при слабости речевых мышц. Патология не оказывает влияния на подбор правильных слов или понимание речи других людей. При развитии нарушения у пациента происходит изменение голоса, он не может четко произносить слова и звуки.
При дизартрии возникает нарушение контроля дыхания, в такой ситуации больной начинает говорить краткими отрывками, а не предложениями.
Подробнее о восстановлении речи после инсульта вы узнаете в следующем видео:
Методы восстановления
Для быстрого восстановления речи пациенту назначают комплексное лечение. Процесс требует не только терапевтических мер, но и активного участия самого больного, перенесшего инсульт. От мотивации пациента зависит половина успеха восстановления речевой функции.
Методы лечения афазии и других патологий:
- прием лекарственных препаратов;
- лечение стволовыми клетками;
- занятия с логопедом;
- выполнение упражнений в домашних условиях;
- работа с психологом и лечение депрессии.
В целях проведения медикаментозной терапии больному назначают нейропротекторы. Ноотропные средства и антиоксиданты, составляющие основу нейропротекции, защищают нейроны мозга от повреждения и способствуют восстановлению угнетенных клеток. Это ускоряет процессы выздоровления в организме.
Также при афазии и других патологиях функции речи пациентам нередко назначают препараты против депрессии.
Лечение стволовыми клетками
Для восстановления функции речи врачи используют современную методику – лечение стволовыми клетками. Терапия способствует повышению внутренних сил организма, на фоне чего возникают волевые импульсы, мотивация к выздоровлению и нормализации способности говорить и понимать сказанные слова. При проведении лечения в первые дни после инсульта врачи достигают максимально положительных результатов.
Процедуру трансплантации стволовых клеток проводят в амбулаторных условиях за два курса, между которыми делают перерыв в 2-3 месяца. Терапию начинают с восстановления сосудов – ликвидируют спазмы, укрепляют сосудистые стенки, рассасывают тромбы и удаляют холестериновые отложения.
Далее проводят основную процедуру, цель которой заключается в восстановлении и обновлении пораженных клеток главного органа ЦНС. В ходе лечения используют биоматериал самого больного. Здоровые стволовые клетки выращивают до необходимого объема в лаборатории. Стволовые клетки пациенту вводят внутривенно за два мероприятия.
Занятия с логопедом
Сразу после стабилизации общего состояния человеку необходима помощь логопеда. Специалист помогает восстанавливать речь больного по особой схеме, направляя его и давая ему нагрузку, с которой пациент может справиться.
Логопед показывает человеку, перенесшему патологию, специальные карточки, учит читать и произносить слога. Терапия нередко носит игровой характер – врач использует детское лото, букварь, скороговорки и упражнения. Но специалист не относится к больному как к ребенку, что следует помнить и его родным, особенно при отсутствии нарушения интеллекта у человека. Логопед учит пациента компенсировать отсутствие речи посредством жестикуляции.
Упражнения для восстановления
Для того чтобы восстановить речь, выполняют особые упражнения в домашних условиях.
Комплекс упражнений для улучшения речевой функции:
- Втяните губы трубочкой, возвратите их в первоначальное положение, выполняйте упражнение на протяжении пяти секунд.
- Захватывайте с напряжением верхними зубами нижнюю губу, а затем расслабленно отпускайте, выполняйте упражнение в течение 5 секунд.
- Захватывайте нижними зубами верхнюю губу, повторяйте упражнение 5 секунд.
- Высуньте язык и вытяните шею, останьтесь в таком положении на три секунды, затем расслабьтесь и отдохните.
- Оближите сначала верхнюю губу, а затем плавно переместите язык справа налево, слева направо. Повторите для нижней губы.
В домашних условиях при помощи родных и близких пациент может проговаривать скороговорки, читать вслух, практиковать живое общение. Важно сохранять неторопливый темп речи, осторожно поправлять больного, не смеяться и не раздражаться.
Подробнее о том, как восстановить речь вы узнаете в следующем видео:
Что нужно запомнить
- Афазия – наиболее распространенное нарушение речи после инсульта, у больных также возникают диспраксия и дизартрия.
- В комплекс лечения входит медикаментозная терапия, лечение стволовыми клетками, занятия с логопедом и выполнение упражнений.
- При восстановлении способности говорить важно общаться с больным на равных, поддерживать его и помогать делать первые шаги – учить слова, читать, выслушивать, проговаривать скороговорки и так далее.